"Инфоматика" подвела итоги ЧМ-2018
IT-компания «Инфоматика» оснастила билетно-пропускной системой 5 из 12 стадионов, принимавших матчи ЧМ-2018. После окончания мундиаля это наследие будет служить клубам и болельщикам.
Об особенностях работы на объектах международного уровня и ее результатах в интервью журналистам РБК Татарстан рассказал директор компании «Инфоматика» Давид Тартаковский.
В конце прошлого года компания получила контракты на оснащение стационарной билетно-пропускной системой четырех строившихся к ЧМ-2018 стадионов - в Самаре, Саранске, Ростове-на-Дону и Калининграде. Плюс требовалась подготовка «Казань Арены» к матчам мирового первенства.
- Давид Аркадьевич, год назад ваша компания имела в своем арсенале только один стадион ЧМ-2018, а сегодня все пять. Расскажите, пожалуйста, чем был обусловлен выбор вас как подрядчика?
- Мало кто в нашей стране может предложить комплексное решение для объектов такого уровня. Важно, что помимо разработки программного обеспечения мы сами производим турникеты, управляющую автоматику, системы экстренной эвакуации и элементы ограждений. Наша репутация, наше умение работать «под ключ», возможность работать, не прибегая к услугам подрядчиков и большой опыт стали решающими факторами. Проекты всех инженерных систем проходили тщательное согласование с госзаказчиком, профильными ведомствами, МВД, ФСБ, оргкомитетом Чемпионата мира. Кроме серьезной экспертизы всегда непросто согласовываются договоры с генподрядчиками. В итоге этот процесс сильно затянулся. В конце концов приступить к выполнению работ мы смогли в августе 2017 года в Калининграде, в сентябре - в Ростове-на-Дону. Сложнее всего было в Саранске и Самаре, там получилось начать работы только в январе. При том, что весной на этих стадионах уже должны были пройти тестовые матчи. Пришлось укладываться в чрезвычайно сжатые сроки, работать на нескольких объектах одновременно, порой при сложных погодных условиях. Все это требовало от нас огромного напряжения сил. Многие наши сотрудники буквально «жили в самолетах» перемещаясь с объекта на объект. Нужно отдать должное их семьям за терпение и поддержку.
- В чем конкретно заключалась ваша работа на стадионах?
- Известно, что во время мундиаля используется исключительно билетная система FIFA, которая едина для всех. При этом стадионы должны быть оснащены стационарной билетно-пропускной системой для электронного контроля доступа зрителей по билетам во время чемпионата и после него, а также для продажи билетов и абонементов вне режима FIFA. Внедрением билетно-пропускной системы и занималась наша компания, выполняя весь комплекс работ – от проектирования до монтажа и сопровождения.
Еще раз хочу подчеркнуть самое главное - билетная система «Лента», которой уже более 12 лет, является уникальной разработкой нашей компании. Сейчас это продукт мирового уровня, и мы продолжаем ее совершенствовать.
Надо отметить, что FIFA предъявляет очень строгие требования к билетно-пропускным системам стадионов чемпионата. Перед каждым матчем предусмотрена проверка всех функций системы и работы абсолютно всех исполнительных устройств: каждого турникета, считывателя, мобильного терминала, всех АРМов, подключенных к системе. Тестирование систем проводится как за день до игры, так и в день проведения мероприятия с целью обеспечения уровня надежности, соответствующего критериям Международной федерации футбола. Поэтому в дни проведения матчей наши сотрудники присутствовали на пяти стадионах и обеспечивали техническую поддержку системы. Ответственность на нас была колоссальная.
- Ваша билетно-пропускная система идентична той, что есть у FIFA?
- Особенность системы FIFA в том, что она делает упор на полный контроль за дистрибуцией билетов. Плюс из-за высокого спроса у нее максимально возможные требования к защите от подделок, для чего были внедрены технологии с чипированием билетов, ключами шифрования. Вы, наверное, знаете, что все билеты изготавливались исключительно в центрах билетирования FIFA с применением специального оборудования. Эти технологии при эксплуатации в режиме наследия не применимы просто в силу их дороговизны. На ЧМ-2018 после покупки билета по интернету нужно было прийти в билетный центр FIFA и получить оригинальный бланк с чипом. А общемировая тенденция – стремление к тому, чтобы болельщик, зритель совершал как можно меньше лишних движений. Сейчас даже не распечатывают электронный билет, купленный через интернет, а предъявляют его в виде QR-кода на экране смартфона. В ряде городов больше половины болельщиков проходят на матчи таким способом. Активно развиваются партнерские модели с банками, когда банковская бесконтактная карта является одновременно картой лояльности или абонементом.
После завершения мундиаля стадионы ЧМ-2018 начнут работу в режиме наследия. Футбольный сезон уже начался, в конце июля пройдут первые игры премьер-лиги. Казань привыкла к отличной инфраструктуре и большим соревнованиям, а в Ростове и Самаре болельщики с нетерпением ждут, когда увидят свой клуб на новом стадионе. Современная билетная система, установленная на спортивных аренах, обеспечит болельщикам безопасную покупку билетов через интернет, быстрое обслуживание в кассах и комфортный доступ на объект.
- Каков главный итог ЧМ-2018 для вашей компании?
- Прошедший чемпионат мира еще раз убедил нас в том, что мы делаем очень качественный современный продукт, который ни в чем не уступает зарубежным аналогам. На отечественном рынке мы выигрываем в конкурентной борьбе не только у российских, но и международных компаний, поэтому мы планируем выходить на мировые рынки. В конце сентября будем участвовать в крупнейшей выставке в области систем безопасности в Германии.
Работая на ЧМ-2018, мы имели возможность тесно общаться и взаимодействовать с коллегами из Германии, Швейцарии, Испании и надеемся на дальнейшее расширение сотрудничества с ними. Мы очень дорожим своей репутацией, и я рад, что нам удалось ее укрепить. Наша компания – это в первую очередь наша команда: инженеры, разработчики, монтажники, все. Мы чувствуем себя победителями этого чемпионата. Это дает невероятный заряд энергии. Для нас это главный итог прошедшего мундиаля.