Новосибирский метрополитен

Оснащение станции метро "Площадь Ленина" современными смарт-турникетами контроля оплаты проезда "Контур-ЕК". Интеграция с АСКОПМ Новосибирского метрополитена.


Реализован в 2025 г.

Новосибирский метрополитен — ключевое звено городской транспортной системы крупнейшего города Сибири. Состоит из двух линий и 13 станций. С момента открытия в 1986 году Новосибирский метрополитен стал первым и единственным метрополитеном за Уралом, играя важную роль в развитии региональной инфраструктуры. Метрополитен является третьим по загруженности в России, годовой пассажиропоток около 86 млн человек. Считается одним из самых экстремальных метрополитенов мира из-за суровых климатических условий.

C течением времени оборудование на многих станциях устарело, особенно это касается турникетов, установленных в 1990-е годы. Они не справляются с современными требованиями по скорости прохода, поддержке безналичной оплаты и повышенному пассажиропотоку. В связи с чем, было принято решение о модернизации оборудования контроля оплаты проезда для оптимизации работы метрополитена в условиях цифровой трансформации городской инфраструктуры.


Задачи проекта:

  • Замена устаревших турникетов на современные модели, соответствующие требованиям по скорости прохода и поддержке всех современных способов  оплаты.
  • Обеспечение более эффективного управления пассажиропотоком и повышения безопасности на станциях.

  • Интеграция новых турникетов с существующей системой управления метрополитеном.


В рамках проекта модернизации, на одной из самых загруженных станций — "Площадь Ленина" были установлены современные смарт-турникеты "Контур ЕК" производства компании "Инфоматика".

Вместо устаревших турникетов, в двух вестибюлях станции успешно функционирует  32 смарт-турникета: 22 стойки на вход и 10 на выход. Такое перераспределение позволило значительно повысить пропускную способность станции в часы пик и снизить уровень скопления пассажиров.

Устройства разработаны с учётом высокой проходимости станции, выполнены из нержавеющей стали и закалённого стекла. Каждый турникет оснащен встроенными считывателями банковских и транспортных карт, QR-кодов, современным цветным дисплеем и интеллектуальной световой индикацией прохода.

"Особенность смарт-турникетов в том, что они не травмоопасны в отличие от турникетов, установленных ещё 40 лет назад. Там автоматика работала очень грубо и сильно, особенно могли пострадать дети от тех створок, которые срабатывают", — сказал начальник МУП "Новосибирский метрополитен". 

Смарт-турникеты интегрированы с ключевыми платёжными и транспортными решениями, включая "СберТройку". Реализованные интеграции обеспечивают надёжную работу оборудования в рамках действующей инфраструктуры и делают процесс оплаты максимально удобным для пассажиров.

"Новые турникеты — это не только повышение комфорта и безопасности для пассажиров, но и важный шаг в сторону внедрения современных технологий. Устройства готовы к работе с оплатой по QR-коду и в перспективе — с биометрией", — отметил первый заместитель начальника Новосибирского метрополитена Максим Серебренников.

27 июня 2025 года Мэр города Новосибирск, Максим Кудрявцев, протестировал работу новых турникетов на станции метро "Площадь Ленина". Вместе с мэром систему контроля доступа оценили первый заместитель Иосиф Кодалаев и начальник департамента транспорта Павел Ивахненко.  

Как отметил мэр, модернизация оборудования планируется на всех станциях Новосибирского метрополитена. В ближайшей перспективе — замена турникетов на станциях "Красный проспект" и "Октябрьская", эту работу планируется выполнить в течение двух-трех лет.


В ходе проекта выполнено:

1. Производство, поставка, монтаж  смарт-турникетов "Контур ЕК" - 32 стойки, 31 проход. Оборудование предусматривает расширение функционала: турникеты готовы к интеграции с биометрическими технологиями оплаты без необходимости замены аппаратной части.

2. Интеграция оборудования с действующей инфраструктурой метрополитена: смарт-турникеты подключены к системе автоматизированного контроля оплаты проезда (АСКОПМ) Новосибирского метрополитена, а также интегрированы с национальной транспортной системой "СберТройка" и платёжным решением, поддерживающим различные форматы безналичной оплаты.

3. Пуско-наладка оборудования.